Говорить, нельзя молчать - как не остаться незамеченным на работе

Не проглатывайте язык, когда вам есть что сказать

Мы часто не высказываем противоположную точку зрения на работе, потому что боимся конфликтов или, что еще хуже, увольнения. Важно помнить, что вас наняли не для того, чтобы молчать или одобрительно кивать, а для того, чтобы вы обогатили команду своим опытом, и экспертным мнением. Если вашего руководителя раздражает, что вы с ним не соглашаетесь, значит это плохой руководитель. Настоящий лидер не только готов к этому, но и ждет свежего и уникального взгляда на проблему.

Надеемся, наши рекомендации помогут вам справиться со страхами и сомнениями, уловить нужный момент для речи на общем собрании или вставить свое слово во время наставлений руководителя.

Научитесь вставлять свои пять копеек

Если вы не привыкли к большим собраниям в конференц-зале с громкими и активными собеседниками, первое время вы будете испытывать дискомфорт или даже страх. Это нормально. Дайте себе время, чтобы привыкнуть к новой обстановке, наблюдайте за тем, как и в какой момент выражают свое мнение ваши новые коллеги. Когда вы все же почувствуете в себе силы вступить в обсуждение, не стоит перебивать и перетягивать одеяло на себя. В коллективе еще не привыкли к вашему голосу, поэтому ваше участие может вызвать пристальное и скорее негативное внимание, которое вас может смутить.

Невербальное общение и жестикуляция помогут привлечь внимание модератора дискуссии и не оставит вас незамеченным. Слегка поднятая рука точно не вызовет раздражения и даст вам возможность выразить свое мнение.

Если у вас не получилось донести до команды важную мысль во время общего собрания, не расстраивайтесь. Попробуйте связаться с коллегами, отвечающими за этот вопрос, сразу после встречи.

Говорите приятно о неприятном

На работе часто приходится поднимать неудобные, но важные для вас темы: разногласия с коллегами, проблемы в работе над сложным проектом, повышение зарплаты, карьерный рост. Секрет решения этих вопросов в подаче и подходе. Неудобные вопросы лучше решать в личном порядке: беспокоит ваше будущее - поговорите с руководителем, напрягают отношения с коллегой - обсудите это с ним лично. Только разговаривайте с холодной головой, если вас тревожит конфликт - дайте себе время остыть и собраться с мыслями, а после приступайте к делу.

Если вы обратитесь к руководителю или коллеге с искренним вопросом, желанием помочь или просьбой, уверены, вы не столкнетесь с безразличием или раздражением. Возьмите на заметку следующие дежурные фразы: “Я хотел(а) бы поделиться с вами своими наблюдениями по поводу …”, “Мне очень интересна эта тема / вопрос, можешь мне рассказать подробнее?”, “Вы не думали решить проблему так: …”, “Не могу понять, как вы пришли к этому выводу. Буду рад(а), если объяснишь”. Так, вы не конфликтуете, вовлекаете собеседника (всем нравится объяснять и делиться своим экспертным мнением), помогаете ему по-новому взглянуть на проблему и приходите к продуктивному обсуждению. 

Соблюдайте субординацию с руководителями (особенно с топами)

Если вы стажируетесь или пришли в компанию на junior позицию, вам кажется заоблачной мысль о том, чтобы обратиться к топ-менеджменту компании с предложением или идеей. Это во многом зависит от культуры компании, занятости и адекватности менеджмента. Однако, если вам все-таки выдался случай пообщаться с руководителем вашего руководителя, сообщите об этом последнему, чтобы избежать возможных конфликтов. Дело в том, что менеджеры ревностно относятся к своим стажерам, младшим коллегам и своему рабочему месту, поэтому не любят, когда рабочие разговоры обходятся без них или происходят в обход них.

Выполняйте домашнее задание

Если вам предстоит встреча, и вы по какой-то причине волнуетесь или не уверены в своей идее, проговорите ее с друзьями или близкими. Создайте максимально похожие условия и проживите ваш разговор заранее, другими словами, потренируйтесь. Попросите дать фидбэк, задать возникшие вопросы и ответьте на них. В момент Х будет уже не так страшно, ведь вы уже прокрутили в голове все детали и морально готовы к любому исходу.

Если вы не уверены, что ваша идея получит положительный фидбэк, попробуйте подвести к ней путем обсуждения самой проблемы. Начав с сути, вы сможете погрузить собеседника в обсуждение, после чего плавно перейдете к вашим предложениям.

Еще один способ справиться с волнением во время выступления на собрании или один на один с коллегой - качественно подготовиться к обсуждению, быть полностью погруженным в повестку, понимать обстоятельства и быть в курсе последних принятых решений. 

Помните:

Ваша речь должна состоять из двух-трех тезисов, не больше.
Не ждите окончания совещания, прежде чем сказать слово.
Сделайте глубокий вдох и говорите громко, чтобы ваши коллеги вас хорошо слышали.

Если вы говорите, говорите прямо

Будьте готовы к тому, что вам придется отстаивать свои интересы. Никто не позаботится о них кроме вас. Если вы соблюдаете субординацию, включены в повестку и знаете негласные правила общения в коллективе, вам нечего бояться.