О культуре обратной связи в компаниях говорят все чаще. Проводятся специальные встречи, руководители учатся давать ОС правильно, а сотрудникам рекомендуется проявлять инициативу и чаще запрашивать ее. При этом у части людей сохраняется установка, что есть лишь схема «руководитель говорит — сотрудник слушает».
Но сотрудникам тоже нужна возможность давать обратную связь — конечно, с учетом границ выстроенных отношений и корпоративной культуры в целом. А руководителям полезно ее получать. О том, почему это важно и как правильно давать обратную связь своему руководителю, рассказывает Армине Оганесян, тренер Центра обучения МТС.
Что мешает обратной связи
Представьте управленческие навыки и подход руководителя как продукт, целевая аудитория которого — подчиненные. Чтобы понять, насколько хорош продукт и что нужно в нем улучшить, производители обычно обращаются напрямую к пользователям. Так вот, чтобы выстроить эффективную коммуникацию между руководителем и сотрудником, возможность давать обратную связь должна быть у обеих сторон.
Что мешает сотруднику
Задача руководителя — создать доверительную среду, чтобы сотрудник мог поделиться своими мыслями. От менеджеров часто можно услышать: «Я всегда говорю своей команде: если что-то не так — не молчите». Но иногда этих слов недостаточно. Как показывает практика, сотрудники при желании что-то сказать сталкиваются с внутренними барьерами, и не все их преодолевают в моменте.
Что это за барьеры? Вот какими примерами в небольшом интервью поделились сотрудники компаний из разных отраслей:
- Страх обидеть руководителя. В том числе переживания, что он будет «мстить», ведь у него власть.
- Страх, что изменятся отношения, пропадет доверие.
- Опасения, основанные на предыдущем негативном опыте.
- Незнание, как правильно и корректно донести свою мысль.
- Страх поставить под сомнение компетентность руководителя.
- Позиция «снизу вверх»: «Я не имею права говорить своему боссу, как и что лучше делать».
- Страх быть неправильно понятым.
Как преодолеть эти барьеры? Многое, конечно, зависит от особенностей корпоративной культуры, но все же отношения руководителя и сотрудника в их собственных руках. И сотруднику стоит проявлять больше заинтересованности, а не просто ждать и думать: «От меня ничего не зависит».
Что мешает руководителю
Некоторым руководителям так же трудно получать ОС, как сотрудникам — давать ее. Среди причин могут быть:
- Неуверенная управленческая позиция, отсутствие гибкости в отношениях с командой.
- Страх потерять авторитет в глазах сотрудников, признав свои зоны развития.
- Неготовность учиться и прокачивать скиллы.
- Установка «руководитель всегда прав».
Говорить открыто и без страха — часть партнерских отношений. А партнерские отношения строятся на взаимном уважении. Обе стороны объединяют переживания за отношения и свою репутацию. Значит, процесс обратной связи должен быть комфортным не только для сотрудника, но и для руководителя.
Как дать обратную связь руководителю, чтобы вас услышали
Во-первых, не бойтесь выходить на контакт с ним и командой. Если запрос есть у всей команды, можно предложить ввести единые правила обратной связи. Если правил нет, а запрос есть, для начала уточните у руководителя, можете ли вы прийти к нему с этим.
Во-вторых, давайте своевременную и конкретную обратную связь. Правильно оценивайте ваши отношения с руководителем — что и как лучше сказать.
В-третьих, несмотря на то что обратная связь дается руководителю, направьте фокус внимания на себя. Например: «Мне важно получать от вас не только разбор ошибок, но и позитивный фидбэк, чтобы закреплять лучшие решения и внедрять их в практику» вместо «Мне кажется, вам стоит не только критиковать, но и начать поддерживать своих сотрудников».
Предположим, процесс обратной связи от сотрудников не налажен. Как провести первую беседу на эту тему?
- Поделитесь своими переживаниями с руководителем
«Иногда мне нужно поделиться своими наблюдениями и дать вам обратную связь по нашему взаимодействию, но я переживаю, что вы можете неправильно считать посыл и тогда отношения испортятся».
- Объясните, почему это важно
Например: «По многим моим проектам и задачам у нас не налажен порядок действий и коммуникация, и это тормозит рабочие процессы».
- Наметьте границы
Если вы в приятельских отношениях с руководителем, то, вероятно, можете высказываться более расслабленно. Но если отношения сугубо формальные, то стоит помнить про правила делового общения. «Я бы хотел иметь возможность проговаривать с вами те ваши решения и вопросы, которые непосредственно влияют на меня и мою работу. Без критики и вмешательства в вашу экспертизу».
- Договоритесь о безопасном и комфортном формате беседы
«Что скажете? Как мы можем продуктивно и экологично это осуществить?».
Итак, чтобы вашу обратную связь правильно приняли, на встрече ответьте на 3 вопроса:
- Почему это важно для вас?
- Как поведение или решение руководителя влияют на вас и результат вашей работы?
- Что руководитель может сделать иначе и как это улучшит вашу эффективность или результаты работы в целом?
Структурируя свой посыл, вы донесете основную мысль на языке бизнес-результатов, не переходя на личности. Так вы обойдете возможные внутренние преграды — и свои, и руководителя.
Чего лучше не делать
- Не устраивайте соревнование. Когда руководитель дает вам обратную связь, не нужно отвечать ему своей, только чтобы уравнять счет.
- Не выступайте посредником между коллегой и руководителем. Давайте обратную связь лишь по своим вопросам. Если коллега недоволен чем-то, пусть решает с руководителем напрямую. Максимум вы можете ему помочь настроиться и подготовиться к разговору.
- Не стоит вести беседу по обратной связи на эмоциях. Это влияет на мысли, речь и решения. Вы можете сказать или сделать то, чего не планировали.
- Обратная связь — это не критика. Не стоит приходить к руководителю лишь с тем, что было сделано не так или по какой причине. Обратная связь — это про решение. Приходите с предложением, как лучше поступить в следующий раз.
Приняв, что давать друг другу обратную связь полезно и безопасно, вы почувствуете себя увереннее и начнете активнее ею делиться, а также спокойнее принимать ее в свой адрес.
Источник: theoryandpractice.ru