Как учиться взрослым эффективно

Многие взрослые люди снова становятся студентами и начинают «грызть гранит науки» по разным причинам. Потому, что:

  • интересны темы и направления, которые им не преподавали в школе или вузе,
  • хотят дополнить свои профессиональные знания гибкими навыками,
  • некоторые к середине жизни осознают, что занимаются не своим делом и вовсе меняют квалификацию.

И поначалу вроде всё идет гладко — находятся бесплатные или платные уроки, люди начинают. А потом не видят или не чувствуют результата и бросают… Либо задания становиться сложней, уроки скучней, либо от мотивации не остаётся и следа. В голове возникают вопросы: как учиться взрослым и надо ли?

Проходит время и наступает момент, когда снова ощущается потребность, и мы снова кидаемся искать новые материалы или видео. Знакомо?

Учение превращается в мучение… При этом редко кто делает вывод, что нужно подойти к процессу занятий как-то иначе, узнать способы, которые могут значительно повысить эффективность и скорость обучения.

Почему учение становится мучением во взрослом возрасте?

Прошлый школьный опыт классической модели обучения зачастую настолько негативен, что и во взрослом возрасте мысль о том, чтобы научиться чему-то новому, вызывает у многих состояние сопротивления и откровенный ступор. Как же взрослым людям мотивировать себя учиться?

Взрослые люди не дети, и у них нет времени и возможности учиться впрок, на тот случай, когда знания им, может быть, понадобятся. Они чаще всего имеют семейные и социальные обязанности и учиться им приходится без отрыва от основной профессиональной деятельности. Но…

ЕСТЬ БОЛЬШОЙ ПЛЮС

обучения во взрослом возрасте — это узкая направленность (поскольку сфера деятельности уже в основном определена) и есть чёткое осознание зачем осваивать новую информацию и умения.

Самой главной мотивацией становится возможность применить результаты своего обучения. Что в итоге позволит сделать свою жизнь богаче, интереснее и гармоничнее.

По этим причинам последнее время все большей популярностью пользуются доказавшие свою эффективность активные методы обучения взрослых: презентации, семинары, деловые и ролевые игры, бизнес-тренинги и курсы. Причем для обучения онлайн-специалисты предлагают всё больший спектр тем и обучающих программ.

Эффективность активных методов обучения взрослых в сравнении с классической моделью

Отличия процесса обучения между взрослыми и учениками-детьми постепенно были изучены наукой. И в определённый момент педагогика приобрела новый дидактический раздел — андрагогика. Основное отличие андрагогики от традиционной педагогики в том, что ведущая роль в обучения переходит от обучающего к обучаемому. В этом случае обучающий только оказывает помощь взрослому в пополнении своих знаний и выработке новых умений.

  Традиционное обучение Активное (бизнес) обучение
1. Цель Дать широкие общие знания для отдаленных задач, обучение «впрок» Формирование конкретных умений и навыков, необходимых для выполнения конкретных текущих задач
2. Роль СОДЕРЖАНИЕ обучения — «чему учить?» ПРОЦЕСС — «как учить?»
3. Форма Лекционная форма подачи материала, при которой ученик пассивно воспринимает информацию Активные методы обучения, когда человек принимает участие в получении новых знаний, формировании новых умений и навыков
4. Задачи Поиск правильного ответа Поиск приемлемого результата, позволяющего решить конкретную проблему
5. Методы Освоение ранее созданных методов и классических подходов Освоение новых методов, поиск актуальных подходов и креативных решений
6. Отношение Преподаватель, эксперт, воспитатель Организатор, консультант и коуч
7. Контроль На учителе Самоконтроль. Результат зависит от обучающегося

 

Давайте подытожим каких ключевых правил есть смысл придерживаться, обучаясь во взрослом возрасте, или обучая взрослых людей.

Правило 1.

Минимум теории. Факт, что для большей части женщин (в силу специфики восприятия и переработки информации) совершенно не важны принципы работы автоматов, механизмов, скриптов или гаджетов. Для взрослых главное — практика, выработка навыков.

Правило 2.

Больше активности, нет смысла пассивно читать или слушать информацию. А, тем более заучивать её. Лучше всего запомнятся практические задания, исследования, активное действие. Для взрослых важно иметь возможность, пусть методом проб и ошибок, самому прийти к правильному решению.

Правило 3.

Действуйте согласно циклу обучения взрослых, который вывел Дэвид Колб.

Все этапы:

  1. Некоторый опыт возможно ошибочный или негативный;
  2. Анализ, обдумывание и поиск ошибки;
  3. Формирование новой модели поведения;
  4. Новое действие для проверки созданной модели.

Правило 4.

Задействуйте для обучения правое «творческое» и эмоциональное полушарие мозга, которое согласно современным психологическим исследованиям, дает наилучшие результаты в обучении взрослых. Хорошие тренеры всегда стараются создавать в сознании участников обучения конкретные образы (истории, сравнения, метафоры), которые воспринимаются легче и запоминаются лучше.

Правило 5.

Контролируйте промежуточные результаты, сравнивайте количество и качество первоначальных умений и навыков с текущим.

«Глагол «учиться» в русском языке относится к категории «возвратных» глаголов. Учиться — в буквальном смысле — означает «учить себя».

Профессор И. И. Ильясов

Правило 6.

Важно, чтобы обучение проходило на позитиве, в окружении одобрения, взаимопомощи, радости и доверия. Такой настрой позволяет организму вырабатывать химические элементы, которые ускоряют формирование новых нейронных связей и укрепляют память.

5 ошибок в подходе к обучению и достижению желаемого результата

Тот, кто осознал, что у него есть проблема и недостаточно развиты некоторые навыки, уже сделал первый шаг на пути к совершенствованию. Однако, полезно понимать, что путь в обучении может быть как долгим и мучительным, так и радостным. Ведь любой успех окрыляет, а система приносит результат.

Многое зависит от вашего подхода к процессу обучения и важно избежать часто встречающихся ошибок. Какие именно ошибки стоят на пути к получению желаемого результата от обучения?

5 ошибок:

  • Не поставлена цель.
  • Приступать к обучению без тестирования своих знаний и навыков в избранном направлении.
  • Фокусировка на негативных результатах.
  • Неправильный выбор преподавателя, тренера, наставника.
  • Недоверие к предлагаемой преподавателем программе.

Как организовать обучение, чтобы оно было эффективным

Если заглянуть в словари и уточнить, что подразумевается под эффективностью обучения, то становится ясно, что это не просто передача и усвоение знаний, умений, навыков. Только то обучение эффективно, при котором достигнутые результаты совпадают с поставленными целями.

Поэтому важным этапом является подготовка к обучению. Его многие пропускают, но именно ошибки при подготовке к обучению становятся той причиной, по которой многие бросают начатое на полпути. Стоит отнестись к этому серьезно.

Продумайте и запишите цели

Это необходимо сделать, чтобы избежать ошибок, о которых вы посмотрели видео. Иначе, как вы понимаете, будет весьма сложно определить было ли обучение эффективным, ведь достигнутые результаты надо сверять с поставленными целями. Вы должны четко понимать для чего начинаете учиться.

И хотя, на первый взгляд, людьми движут самые разнообразные мотивы, тем не менее психологи утверждают, что основных потребностей у каждого человека не так уж много. Мне нравится простая и логичная концепция 6-ти основных потребностей Тони Роббинса. Она помогает понять и оценить потребности, которые, в сущности, управляют нашей жизнью.

Из них четыре Тони называет базовыми потребностями:

  1. Стабильность, определенность, комфорт (Certainty). Все мы хотим стабильной зарплаты, политической обстановки, постоянного жилья и уверенности в завтрашнем дне, не так ли?
  2. Любовь, отношения (Connection / Love). Людям нужно быть причастным к чему-то или к кому-то, быть связанными с другими, общаться, чувствовать поддержку и заботу.
  3. Значимость (Significance). Практически все хотят, чтобы их ценили и уважали, чтобы на них обращали внимание, хвалили и воздавали должное их заслугам.
  4. Разнообразие (Uncertainty). Люди не могут постоянно находиться в состоянии определенного круга действий и людей, им становится скучно, и они впадают в депрессию. Поэтому в жизни должно присутствовать и разнообразие. Не потому ли мы так любим отпуск — смену локации и окружения? Если базовые потребности по большей части удовлетворены, то у человека возникают ещё и духовные потребности.
  5. Личностный рост, саморазвитие (Growth). Всё, что не растет, по сути, умирает. Невозможно годами топтаться на месте. И если человек не развивается, он обязательно деградирует.
  6. Вклад в жизнь других людей (Contribution). Невозможно быть удовлетворенным на духовном уровне, если не приносишь тем или иным способом пользу миру и другим людям.

Между удовлетворением потребностей важно поддерживать баланс. Смысл нашей жизни в том, чтобы двигаться в сторону удовлетворения именно пятой и шестой потребностей. Поэтому уже в зрелом возрасте люди часто переосмысливают свою деятельность и меняют профессию.

Ваша настоящая цель совсем не в том, чтобы просто чему-то научиться. Удовлетворение каких потребностей движет конкретно вами?

Важный фактор — ваше отношение

Очень важно, как вы подходите к процессу обучения. К сожалению, многие рассматривают учебу как необходимость, а не занятие, которое доставляет удовольствие и расширяет кругозор. Начните относится к нему, как к одной из главных радостей в жизни, и ваша эффективность буквально взлетит.

Немалую роль играет и отношение к своим возможностям и способностям. Это часть той системы, которая позволяет быстро и целенаправленно продвинуться к результату вашего обучения.

«Ваше отношение определяет ваши достижения. Истина в том, что если вы думаете, что вы сможете – вы сможете, если вы думаете, что не сможете – вы правы.»

Генри Форд

Скажите, а каковы ваши отношения с самодисциплиной? Дама капризная и с ней мало кто дружит. А без неё об эффективности можно только мечтать. Чтобы не блуждать от урока к уроку, периодически захлебываясь в океане новой информации — просто составьте план. Этакую навигационную карту, согласно которой вы будете придерживаться курса, при этом двигаясь в комфортном темпе.

А ещё, пользуясь современными исследованиями, налаживайте эффективные отношения со своим мозгом :). Помните, что наш мозг не может одномоментно и воспринимать информацию, и думать. Активный процесс учебы предполагает использование сосредоточенного состояния, поэтому старайтесь минимизировать отвлекающие факторы.

А вот усваиваются новые знания в расфокусированном состоянии, т. е. когда мы отдыхаем или спим. В этот момент в мозге происходит формирование новых нейронных связей, то есть информация структурируется и готовится к использованию. Вот поэтому нужно правильно чередовать обучение и отдых, освоили тему – отдохните.

Ну и напоследок, насчет отношений со временем.

«Проходит год, как день,
То длится день, как год,
И, оглянувшись, можно убедиться,
Что время то ползет,
То медленно идет,
То будто слишком быстро мчится.»

Л. Утёсов

Наш организм очень разумная биологическая система. Спорить с ней и игнорировать её абсолютно неразумно, выделяя на процесс обучения то время, когда вы не заняты чем-то другим. Ведь в разное время дня наш мозг лучше справляется с одними или другими задачами.

В утренние часы с 6 до 9 — лучше всего обрабатывать и анализировать информацию. А после 9 и до обеда повышается концентрация внимания, улучшается кратковременная память. Чтобы сделать свои занятия гораздо эффективнее — планируйте их на это время.

При таком обучении процесс получения новых знаний, умений, навыков будет казаться более лёгким и естественным. Благодаря этому человек на каждом этапе получает ощущение победы. А самое главное — новые умения становятся привычной, естественной частью жизни.

Повторение — мать учения

Согласитесь, что мало освоить информацию, надо ещё её и запомнить. Наш мозг запоминает лучше, если мы повторяем изученное несколько раз. Причем между повторениями должны быть определённые промежутки.

Немецкий психолог Герман Эббингауз провел исследования и нашел алгоритмы для увеличения потенциала нашей памяти. Он проводил опыт по заучиванию бессмысленных слогов. Эксперимент показал, что после первого безошибочного повторения серии слогов забывание идет достаточно быстро:

  • за 1-й час забывается почти 60% информации;
  • через 10 часов в памяти человека остается примерно 35% от изученного;
  • через 6 дней человек помнит около 20% от заученного;
  • эти 20% остаются и через месяц.

На основании этого получил распространение метод запоминания, который называют «1–3–7»

  • 1-е сутки: повторяйте освоенное через 1 час, через 8 часов и 24.
  • 3-и сутки: ещё одно повторение (дав информации «отлежаться» за 2-е сутки).
  • 7-е сутки: расстояние ещё увеличилось.

Благодаря этой простой технике, вы легко сохраните в долговременной памяти в 4 раза больше материала, занимаясь гораздо меньше.

Сколько времени и как учиться взрослым, чтобы освоить новые навыки?

Навыки, в отличие от привычки, имеют четко поставленную сознательную цель. Они формируются только при условии регулярной тренировки приемов и упражнений. За сколько времени можно достичь желаемого результата? Тут, как говорится, мнения разделились.

Малкольм Гладуэлл в знаменитой книге «Гении и аутсайдеры», изданной в 2008 году, написал, чтобы стать настоящим специалистом в своём деле, надо практиковаться в нём не менее 10 тысяч часов. Чтобы освоить что-то хотя бы на любительском уровне необходимо от 50 до 2000 часов практики. Особенно отмечу, что считаются только часы активной деятельности, а не изучения учебников или другой литературы.

Джош Кауфман – успешный предприниматель и бизнес-тренер в 2013 году издал книгу «Первые 20 часов. Как быстро научиться чему угодно». И этой информацией просто перевернул представление о сроках, за которые можно освоить новые навыки.

Более того, он не ограничился только изданием книги, а выступил с её презентацией на легендарной площадке TED. Во время выступления Джош не только убедительно говорил, но и продемонстрировал как он за 20 часов научился играть на укулеле — гавайской гитаре.

Филиппа Лэлли с группой психологов Университетского колледжа Лондона в 2009 году провела более серьезное научное исследование, экспериментируя с 92-мя участниками. Они пришли к выводу, что для доведения действия до автоматизма людям требовалось от 18 до 254 дней. То есть, среднее расчетное время формирования привычки составило 66 дней (опубликовано в European Journal Of Social Psychology).

Освоение актёрского, ораторского мастерства и техники речи почти полностью построены на автоматизации. На занятиях студенты вырабатывают интеллектуальные и двигательные навыки: как дышать, артикулировать, куда смотреть, как строить речь и многие другие.

Мы вырабатываем по несколько навыков параллельно и последовательно. Чтобы выработать эти навыки, необходимы репетиции на протяжение 2-3 месяцев. В каждом конкретном случае — это очень индивидуально, и во многом зависит от:

  • начальной подготовленности;
  • времени, уделяемого домашним заданиям;
  • характера и дисциплинированности.

Так что, мои наблюдения совпадают с результатами исследований в Лондоне. Кстати, вы знаете происхождение слова РЕПЕТИЦИЯ? Происходит от латинского и состоит из двух частей:
1. re — опять, снова, обратно;
+
2. petere — стараться, стремиться, повторять.

Впрочем, учтите, что наши занятия живые и нескучные! И вносят приятное разнообразие в серую обыденность. Попробуйте и вам понравится!

Источник: ontrening.ru