Хьютагогика как модель самостоятельного образования
Хьютагогика ( от англ. heutagogy) — одно из современных определений самообразования. Дословно данный термин означает «вести к изобретениям, открытиям, находкам, выводам». Это самостоятельное обучение с творческим подходом, при котором обучающийся сам для себя определяет, что будет изучать, когда и в какой форме. В России этот метод более известен как эвтагогика.
За 30 лет принципы хьютагогики получили широкое распространение в зарубежном образовании, а концепция непрерывного образования даже вошла в отдельные лекционные курсы. Идеи данной модели частично используются уже и в России, пусть и со значительным опозданием и успешно применяется на практике дистанционного обучения.
Смысл нового подхода, который назвали хьютагогикой, не является чем-то принципиально новым ни для западной, ни для российской системы образования. Он подразумевает выход за рамки школьного и высшего образования и мотивирует людей старшего возраста к постоянному саморазвитию и совершенствованию своих профессиональных навыков. Хьютагогика ориентирована прежде всего на сознательное включение каждого определенного человека в процесс обучения, а также привлечение внимания педагогического сообщества на поиск новых эффективных способов образования.
Что такое непрерывное образование
Непрерывное образование — это общий рост профессиональных знаний и навыков человека в сфере своей деятельности. Данная практика позволяет профессионалам оставаться актуальными и востребованными в современной профессиональной среде.
Термин впервые упомянут в 1968 году в материалах ЮНЕСКО, а в 1972 году было принято решение, благодаря которому непрерывное обучение признали основной конструкцией для будущих реформ образования.
Хьютагогика способствует решению следующих ключевых задач, поддерживающих базовое и дополнительное обучение:
подготовка человека и адаптация его к современным условиям ;
обновление знаний человека с целью его своевременной адаптации к постоянно меняющимся условиям;
разностороннее развитие личности, формирование мировоззрения, а также нравственных и эстетических интересов, соответствующих современным потребностям.
В России на сегодняшний день нет целостной и гибкой системы для обеспечения непрерывного образования. Однако переход к индивидуальному методу образования является одной из основных задач развития российского образования и формирования инновационной (интеллектуальной) экономики.
Основные принципы непрерывного образования
Способность воспринимать информацию меняется у человека на протяжении всей жизни. К примеру, преобладающее большинство взрослых не смогут учиться с тем же успехом, что и молодые студенты. Непрерывное образование обеспечивает наиболее подходящие форматы обучения для каждой категории учащихся. Гибкость и универсальность базируется на нескольких основополагающих принципах:
Гуманизм — обучающийся волен самостоятельно выбирать форму, срок и вид обучения.
Демократизм — образование доступно в любом возрасте за счет разнообразия форматов обучения. Также область знаний соответствует интересам, возможностям и потребностям человека.
Мобильность — многообразие средств и способов непрерывного обучения. Данный принцип ориентирует на использование разных методических систем и технологий, позволяющих учиться продуктивней.
Опережение — данный принцип подразумевает прогнозирование общественных нужд. Учебные заведения, базирующиеся на системе непрерывного образования, достаточно быстро и обновляют деятельность в соответствии с требованиями современного общества. Принцип базируется на активном использовании новых форм, методов и средств обучения или переподготовки специалистов.
Открытость — данный принцип основан на привлечении к обучению любых желающих, вне зависимости от возраста, уровня подготовки или сферы основной деятельности.
Непрерывность — принцип нацелен на преодоление ориентации на поверхностность содержания, а также необходимость получить в содержании отражение проблемы развития производства и общества.
Современные требования к образованию (и самообразованию в том числе) изменили прежний девиз «знания на всю жизнь», который в современных реалиях звучит как «Знания через всю жизнь». Поскольку хьютагогика начала бурное развитие относительно недавно, основополагающие принципы постоянно дополняются с учетом потребностей в развитии образования.
Заключение
Многие эксперты считают, что в ближайшие 10 лет безвозвратно устареет до 80% современных технологий. Подавляющее большинство специалистов будут иметь высшее образование, не соответствующее актуальным требованиям. В связи с этим,
исследования в области самообразования привели к формированию новой концепции. Распространение мобильных интернет-устройств и развитие социальных сетей определяют усовершенствование и развитие образовательной системы в совершенно новом ключе.
Источник: lala.lanbook.com