Смех — один из самых важных компонентов коммуникации. Он помогает поддерживать внимание собеседника, углубляет эмоциональную связь и симпатию, дает возможность говорить о сложных вещах. Из-за этого хорошее чувство юмора является не менее важным качеством, чем внешняя привлекательность и развитый интеллект. Рассказываем, как чувство юмора может помочь в публичных выступлениях, работе и в личных отношениях.
Как смех помогает строить коммуникацию
Вы наверняка по собственному опыту знаете, как смех может разрядить обстановку, например, за семейным обедом или когда разговор с приятными незнакомцами зашел в тупик. Спровоцировать смех может все что угодно: от остроумной шутки до бородатого анекдота. Но юмор помогает не только сбросить напряжение и вывести разговор из мертвой петли.
Смех укрепляет доверие
Хорошая шутка затрагивает «боль», которая объединяет нескольких людей внутри группы. Вы становитесь «своим» — во-первых, потому что вас беспокоит то же, что и ваших слушателей: почему кофе стоит как билет до Бразилии, почему отложенные на важные покупки деньги тратятся на бесполезный хлам, как перестать исправлять собеседника, когда он путает «одеть» и «надеть».
Во-вторых, когда мы смеемся вместе с кем-то, организм начинает вырабатывать гормоны счастья, среди которых — окситоцин и дофамин, гормоны привязанности и доверия. Благодаря им мы начинаем ощущать особую связь с нашими товарищами по смеху.
Смех помогает концентрировать внимание
Долгое время ученые считали, что люди наиболее склонны запоминать негативные факты или события, связанные с так называемыми негативными эмоциями. Однако выяснилось, что смех вызывает не менее сильный отклик: когда человек слышит смех, он тут же концентрирует внимание в поисках источника и причины смеха. А когда смеется сам — лучше запоминает связанную с весельем информацию, даже если улыбнуться его заставил едкий и жестокий сарказм.
Смех вызывает эмпатию
Вы наверняка слышали фразу «Публика любит неудачников». Если человек сам дает повод посмеяться над собой или рассказывает о своих провалах, неловких ситуациях вроде футболки задом наперед или платья, заправленного в колготки, слушатели воспринимают такое повествование с меньшим отторжением. Ведь, в конце концов, никто не застрахован от аналогичных, а иногда и худших провалов.
Благодаря этому вы можете использовать шутки на рабочей конференции, на встрече с друзьями, на собеседовании или на первом свидании. Но, как сказал в своем выступлении TED Брайан Харман, корпоративный коуч: «Юмор на работе — это как хреновый отель. Вам может быть прикольно остановиться там один разок, но не все разделят ваши чувства». Поэтому просто подложить кому-то пукающую подушку недостаточно, чтобы достигнуть чудодейственного эффекта коллективного смеха.
Как смеется мозг?
Как наш мозг понимает, что смешно, а что — нет? Как выяснили ученые, в этом процессе активную роль играет лобная доля нашего мозга, которая отвечает за наши эмоциональные реакции. Левая сторона лобной доли интерпретирует слова и структуру шутки, раскладывает ее на смыслы и образы, а правая сторона определяет, смешная эта шутка или нет.
Исследования также показали, что лимбическая система в центре мозга, которая содержит миндалевидное тело и гиппокамп и обрабатывает наши самые основные эмоции, такие как голод и страх, также срабатывает, когда мы видим или слышим что-то смешное. Эта деятельность в конечном счете стимулирует моторную область мозга, чтобы она стала активной, что вызывает физическую реакцию смеха: работают мимические мышцы, мышцы туловища, воздух прерывистыми движениями выталкивается из легких, получается смех.
Важные компоненты хорошей шутки
Конечно, у юмора нет границ и в моменте могут рождаться хорошие (и не всегда этичные) шутки. Но если вы хотите использовать их как инструмент для построения и улучшения коммуникации, вот несколько простых советов, которые вам помогут:
- Выбирайте темы, в которых разбираетесь не только вы. Лучше всего брать темы и факты, которые людям кажутся привычными настолько, что логические несостыковки просто не замечаются, вы к ним привыкаете. Например, почему человек каждый раз, когда читает на крышке одноразового стаканчика «Осторожно! Горячо!», ждет две секунды, делает глоток и удивляется, когда ему обжигает язык. Чем обширнее и приземленнее предмет шутки, тем она проще и понятнее для слушателей.
- Используйте простые слова и понятный контекст. Вы можете использовать отсылки к общеизвестным событиям, фильмам и сериалам. Так, практически в каждом фильме, где играет Дэниел Рэдклифф, сценаристы обязательно заставляют какого-нибудь второстепенного персонажа спросить у его героя: «Ты что, волшебник? Гарри Поттер, что ли?» — или как-то еще пошутить о «мальчике, который выжил».
- Не бойтесь оказаться несмешным. Как правило, люди делятся на две категории: одни боятся, что над ними будут смеяться и считать неудачниками, другие — что над их шутками вообще никто смеяться не будет. Так вот, оба этих варианта — повод для вас покрутить свои шутки, убрать лишнее, пересобрать слова заново, чтобы получилось по-настоящему смешно. Да, возможно, выйдет не с первой попытки, но результат того стоит.
Вакансии Казахстан
Источник: theoryandpractice.ru