Продукт должности

Что такое продукт должности

Продукт должности — это определение результатов работы, которые отражают навыки, ответственность и предполагаемый результат работы на конкретной должности в организации.

Он описывает, чего организация ожидает от человека, занимающего эту должность, и служит основой для KPI.

Этот инструмент помогает понять, какой результат должны производить сотрудники на своей должности.

Например, продукт работы CRM-маркетолога: новые целевые лиды из базы.

Ключевой продукт ассистента – освобожденное время руководителя.

Но так как подсчитать это сложно, работу ассистента оценивает руководитель по 10-балльной шкале, насколько он им доволен.

Продукт отдела HR — классная команда, которая выполняет планы.

Частая ошибка руководителей – не объяснять сотрудникам, какой именно результат от них ожидают.

Разница между «результатом» и «продуктом»

Все сотрудники делают какой-то результат. Он может быть качественным или некачественным. Например, секретарь делает презентацию. Она может быть сделана хорошо, а может плохо. И это тоже результат, просто не тот, который ожидал руководитель.

Так вот продуктом становится тот результат, который другой человек  может использовать в рамках своей деятельности. Если руководитель сможет использовать презентацию в своей работе, то секретарь произвел продукт.

Проблема в том, что многие руководители получают от сотрудников "результаты", а потом постоянно что-то доделывают за сотрудника, чтобы превратить эти результаты в продукты и передать их дальше для использования.

Но задача руководителя добиваться, чтобы сотрудники производили продукты. Так, чтобы ничего не приходилось передавать.

Как определить продукт должности

Есть простой способ, чтобы  понять, правильно ли определен продукт должности.

Если вы готовы больше платить за производство продукта в большем количестве, значит продукт определен правильно. Готовы ли платить в 2 раза больше за работу, если количество продукта вырастет в 2 раза?

Если вы не готовы платить хотя бы на 20% больше, даже когда сотрудник сделал в 10 раз больше продукта, то скорее всего либо эта должность в принципе не нужна, либо неверно определён продукт.

Как измерить продукт должности

Цифры — основа бизнеса.

Чтобы оценить качество и количество производимого продукта, нужно определить метрику (числовой показатель), который будет отражать рост или уменьшение количества продукта.

Основная метрика должна измерять производство основного продукта должности:

  • целевые лиды;
  • количество закрытых тикетов;
  • количеств Story Point (для разработчика).

Например, продукт маркетинга – целевые лиды. Метрика – количество целевых лидов

Продукт отдела продаж – сумма продаж, полученных на расчетный счет. Метрика – количество денег, полученных на этот счет.

Продукт сотрудника HR отдела – работник, прошедший испытательный срок. Метрика – количество таких работников.

Задача руководителя – определить для каждой должности ключевой продукт и метрику, по которой можно оценить результат. Когда продукт, который создает сотрудник или отдел определен правильно, внедрить показатели эффективности или KPI становится просто.

Например, менеджеру по продажам важно объяснить, что его продукт - это продажа, а его самая главная метрика – сумма продаж. А вот  количество презентаций, договоров, звонков, дозвонов и т.д. тоже важно, но для другого анализа.

Продукт руководителя

Продукт работы руководителя — это выполнение планов его отдела, а следовательно выполнение планов всех его подчиненных. Чаще всего, продукт руководителя измеряется метрикой, которая является суммой метрик его подчиненных.

Если в отделе продаж метрикой для каждого сотрудника является сумма с продаж, то у руководителя – сумма с продаж, которые принесли все сотрудники отдела.

Если у маркетолога метрика – количество целевых лидов, то у руководителя отдела маркетинга метрика – количество всех целевых лидов, которые принесли сотрудники отдела.

Но в отделе маркетинга могут быть PR-специалисты, дизайнеры и т.д., которые не привязаны к главной метрике отдела – количеству целевых лидов. У них могут быть другие главные метрики: PR-поинты, количество публикаций, Story Point дизайнера. И главные метрики этих сотрудников, могут быть вспомогательными метриками у руководителя. Таким образом, чтобы оценить работу отдела, можно изучить метрики только руководителя.

Итог

Метрики позволят сотрудникам фокусироваться на продукте, понимать, что ожидает руководитель от их работы, и выполнять свои задачи в разы эффективнее.

Когда в компании есть четкое понимание продуктов работы каждого сотрудника, его количество можно легко измерить. Так руководитель может перейти к формированию оплаты исходя из пользы, которую приносит сотрудник. И в целом взаимодействовать с командой, опираясь на конкретные цифры станет в разы проще и комфортнее.

А вот если владелец не понимает, какие продукты и на каких этапах производят сотрудники, не знает, какой продукт производят отделы и руководители, управлять компанией становится очень сложно и ни о какой автоматизации и системе не может быть и речи.

Источник: platrum.ru