По результатам опроса ВЦИОМ, более 20% респондентов признаются в лени, более 30% предпочитают откладывать дела на потом. Обучение — это трудоёмкий процесс, требующий времени и сил. Часто его приходится совмещать с работой, семьёй, домашними делами и хобби. В итоге получение новых знаний и навыков может вызывать сопротивление.
Причины этого сопротивления разные: от неудобного кресла и зависающего ноутбука до перегруженного расписания и эмоционального выгорания. Одни из них можно преодолеть, отключив уведомления из мессенджеров, другие требуют более глубокой работы с психологическими установками и синдромом отличника.
Разбираемся, почему людям сложно учиться, как преодолеть лень и когда лениться может быть полезно.
Что такое лень и чем она отличается от прокрастинации, усталости и выгорания
Лень — это нежелание что-то делать, осознанное решение отложить трудное занятие и заняться чем-то приятным. Ленясь, человек отдыхает и не переживает из-за несделанных дел.
Лень часто путают с прокрастинацией, однако это разные состояния. Прокрастинируя, человек откладывает важные дела на потом, но не отдыхает, а занимается чем-то другим, менее важным. При этом он постоянно помнит о несделанной задаче и тревожится из-за неё.
Лень | Прокрастинация |
Спать | Разобрать почту |
Играть в игру | Ответить на рабочие письма |
Смотреть сериал | Сделать уборку |
Зависнуть в соцсетях | Читать новости |
Лень — это естественное желание сэкономить энергию, отложив трудоёмкое дело на потом. Она может быть признаком внутреннего конфликта, сопротивления изменениям, новой ответственности, а может быть сигналом чрезмерной усталости: после работы, ухода за ребёнком и домашних дел у человека просто не остаётся сил на что-то ещё.
Если состояние лени затягивается на недели, человек чувствует бессилие, раздражение или апатию по отношению к учёбе и не может сосредоточиться на процессе. Это верные признаки выгорания. Заставлять себя учиться в этом случае — не самое хорошее решение. Лучше дать себе полноценно отдохнуть и по возможности обратиться за помощью к специалисту.
Почему лень учиться
- Не подходит уровень сложности учебного курса
Чрезмерная простота и сложность учебной программы могут демотивировать. Если учёба даётся слишком легко, студент не видит в ней ценности. Ему кажется, что он и так всё знает, и он не понимает, зачем тратить силы на бесполезное занятие. С другой стороны, если студент не понимает материала лекций и не справляется с заданиями, он также теряет интерес к обучению, разочаровывается в курсе и себе.
Студенты любят понимать, зачем они учатся, какова ценность образовательного процесса. Это один из факторов андрагогики — науки обучения взрослых людей.
Человек может обесценить лёгкий материал, ведь он уже усвоен. А чересчур сложный, даже если очень ценный, качнёт чашу весов в сторону сопротивления, так как затраченные усилия могут не стоить полученной в перспективе ценности.
Важно, чтобы выбранный курс был чуть сложнее ожидаемого. Требовал усилий, но был постижим.
При этом студент действительно может выбрать слишком сложную программу. Например, начать курс по разработке и осознать, что ему не хватает знаний по высшей математике. В этом случае нормально признать свою ошибку и изменить вектор развития — выбрать другую специальность и курс, более подходящий для достижения намеченной цели.
- Нет мотивации учиться
В начале обучения студент полон энтузиазма. Образ реализованной мечты ещё яркий и не омрачён естественными трудностями: 1,5–2-часовыми вебинарами и домашними заданиями. Постепенно эффект новизны сходит на нет, а учёба начинает вызывать скуку. Студент может забыть, зачем записался на курс, и потерять мотивацию продолжать занятия.
Изначальные цели и мотивация студента могут изменяться. Например, он планировал освоить новый навык и получить повышение, но его пригласили в другую компанию на более интересную позицию, и начатый курс потерял актуальность.
Кроме того, студент мог записаться на курс за компанию с друзьями или вдохновившись рекламой. Обучение без чёткой цели неминуемо наскучит, а внимание переключится на что-то более интересное.
Чтобы убедиться, что желание учиться на выбранном курсе истинное, нужно задать себе следующие вопросы:
- Что я буду чувствовать, столкнувшись с трудностями?
- Готов ли я тратить на учёбу своё свободное время?
- Что будет мотивировать меня, когда будет трудно?
- Получаю ли я удовольствия от учёбы, работы в новой области?
- Как изменится моя жизнь после обучения? Насколько сильно я этого хочу?
Ответы позволят лучше понять свою мотивацию и отказаться от чужих целей, навязанных окружением.
- Много отвлекающих факторов и неподходящая среда
Сопротивление к учёбе может возникать из-за отсутствия подходящего рабочего места. Например, если приходится заниматься на кухне, но шум и суета вокруг не дают сосредоточиться. В такой обстановке человек скорее отложит учёбу, чем будет заниматься через силу.
Отвлекать от занятий могут голод, сообщения в мессенджерах и разговоры с домашними — всё, что требует внимания здесь и сейчас. Чем сильнее усталость, тем охотнее человек реагирует на раздражители, не в силах удерживать внимание на сложной задаче.
Кроме того, важно иметь всё необходимое для обучения: ноутбук или компьютер достаточной мощности, инструменты и сервисы. Если дизайнер вынужден отрисовывать макеты в зависающей Figma, это раздражает и сбивает фокус внимания с работы. В итоге на задание тратится больше времени и сил, а удовольствия от процесса нет.
- В расписании слишком много дел
Вписать учёбу в расписание, перегруженное работой и домашними делами, непросто. Есть шанс оказаться в режиме вынужденной многозадачности, постоянно переключаясь с одного проекта на другой, жертвуя необходимым отдыхом.
При напряжённом графике внимание рассеивается, время на отдельные задачи увеличивается, усталость накапливается. По данным исследования, человек вовсе не приспособлен к многозадачности. Эксперименты показали, что при переключении между задачами страдают скорость, качество выполнения и в целом эффективность деятельности.
Мы понимаем, что не нужно себя перегружать, но с жадностью набираем интересные проекты, надеясь, что сможем сделать всё и сразу. На деле же изматываем себя без достижения нужного результата. Нам сложно сконцентрироваться на учёбе и запоминать новую информацию, выполнение домашних заданий требует больше времени. Рано или поздно тело потребует отдыха, а значит, чем-то придётся пожертвовать. Так как работу отменить нельзя, скорее всего, это будет обучение.
- Страшно не справиться
Несмотря на желание сделать всё идеально, это не всегда получается: материал лекции оказывается слишком сложным, домашние задания отправляют на доработку. Чем чаще это происходит, тем больше внутреннее сопротивление: человек устаёт от ошибок и начинает сомневаться, стоит ли продолжать обучение. А пока решения нет, ленится.
Отношение к ошибкам и трудностям формируется у человека в детстве и зависит от среды и личного опыта. Часто с этим связаны непростые и даже болезненные воспоминания, когда родители заставляли переписывать тетради из-за помарки, а за двойки наказывали. Повзрослев, такие студенты требуют от себя превосходных результатов, а при неудачах сильно переживают и ругают себя.
Люди, тяжело переживающие неудачи, могут и вовсе отказаться от любых действий. Так проще избежать разочарования, если что-то пойдёт не так. Страх неудачи усиливает лень, в данном случае под ленью подразумевается сопротивление потенциальным изменениям, за которыми подсознательно ощущается риск потерпеть неудачу. Поэтому может быть так трудно садиться за учёбу.
Саморефлексия и работа с психологом помогут выявить такой внутренний саботаж, а когда страхи становятся явными, они уже не так сильно влияют на нас.
Как справиться с ленью во время обучения
Лень — нормальная реакция человека, на которого навалилось слишком много дел или ответственности. Чем больше напряжение, тем сильнее сопротивление. Чтобы преодолеть его, важно задать себе вопрос «Что мешает мне учиться?» Честный ответ подскажет, что сделать, чтобы изменить ситуацию.
- Определить цель и составить план её достижения
Чётко сформулированная цель обучения — одна из важных вещей для мотивации окончить курс и освоить нужный навык. Если учёба идёт с трудом, следует напомнить себе о желаемом результате по окончании курса и проверить, насколько это важно, по-прежнему ли этого хочется. Если намеченная цель не соотносится с требуемыми усилиями, студент не видит смысла продолжать учёбу.
Цель должна стоить того, чтобы пройти путь изменений. Ради этого можно найти способы договориться с собой. Если сопротивление слишком сильное, а желаемый результат можно получить иначе, нужно это признать и пересмотреть свои планы. Например, поменять курс или отказаться от обучения.
Просто сформулировать цель недостаточно, важно понимать, как её достичь, что для этого требуется. Если человек занимается самообразованием, составление учебного маршрута ложится на его плечи. В школах и университетах этим занимаются методологи и методисты. Они расписывают учебную программу — поэтапный план освоения новой профессии. Обучаясь на курсе, студент видит, на каком этапе находится, и понимает, что сделать для получения результата.
- Вписать учёбу в своё расписание
Обычно в описании учебного курса указывают его продолжительность и предполагаемую нагрузку. Отталкиваясь от этого, студенту легче вписать обучение в своё расписание.
Для составления расписания можно использовать Excel, Google-календарь либо любые удобные планировщики.
В расписании нужно учитывать обязательные задачи:
- работу;
- обучение;
- домашние дела;
- занятия с детьми;
- прогулки с собакой;
- тренировки, хобби, отдых.
Составление графика требует времени, но получившаяся таблица покажет, есть ли в расписании свободное время, которое можно выделить для занятий.
Кроме того, чёткий график поможет систематизировать работу над учебными проектами: сразу видно, сколько часов можно посвятить учёбе, как лучше распорядиться этим временем.
Лучше всего заниматься в одно и то же время, желательно с утра: в это время мозг хорошо запоминает и обрабатывает информацию. Однако в реальной жизни это не всегда возможно, и обычно студенты садятся за учёбу только вечером после насыщенного рабочего дня. Поэтому нужно быть готовым, что уставший мозг будет лениться, и мотивировать его дополнительным вознаграждением.
Помимо планирования дня, расписание помогает превратить обучение в привычку. В этом случае занятия вызывают меньше сопротивления: человек меньше ленится, а просто берёт и делает.
Заставляя себя что-то делать, мы напрягаем область мозга, отвечающую за силу воли и самоконтроль. На обработку этого сигнала тратятся силы, запас которых конечен. При этом привычная деятельность не вызывает напряжения, а значит, менее ресурсозатратна.
Сформировать привычку учиться можно по формуле «триггер — действие — вознаграждение». Триггером может выступать звонок будильника или уведомление из трекера привычек. Студент воспринимает это как сигнал к началу работы над учебным проектом. В это время важно сосредоточиться на учёбе, не отвлекаясь на другие задачи. После занятия нужно порадовать себя чем-то приятным: прогуляться в парке у дома или посмотреть серию сериала. Когда учёба станет привычкой, от вознаграждения можно отказаться.
Добавить удовольствия в процесс
Чем приятнее процесс, тем меньше к нему сопротивления. Поэтому важно, чтобы выбранный учебный курс отвечал запросам студента: программа была логичной и понятной, преподаватели — интересными спикерами, домашние задания приносили практическую пользу. Если учёба приносит удовольствие, у человека будут силы заниматься ею даже после сложного рабочего дня.
Перед занятием нужно позаботиться о внешних условиях: обустроить удобное место, заварить чай, приготовить перекус, поручить ребёнка супруге или супругу.
Можно спросить себя «Что мне нужно для обучения прямо сейчас?» — и дать себе это. Например, мне приятно работать под звук перестука колёс, это помогает сосредоточиться. Другие концентрируются под классическую музыку, а кому-то необходима тишина.
Комфортным должна быть не только среда, но и формат работы. Например, время занятия можно разбить на спринты по 20–25 минут с короткими перерывами: посмотрел видеолекцию — отдохнул — прочитал дополнительные материалы.
Помимо организационных моментов, студенты могут получать удовольствие от учебного процесса, похвалы преподавателя, общения с однокурсниками и осознания, что цель всё ближе.
- Снизить ожидания от себя
Освоить новый навык непросто: ошибки в процессе обучения неизбежны. Именно для их исправления человек и учится. Тем не менее эти трудности, в том числе необходимость дорабатывать и переделывать учебные проекты, вызывают недовольство учебным процессом и собой.
Чтобы пересмотреть отношение к ошибкам и воспринимать их как естественную часть процесса, нужно изменить мышление. Это непросто, здесь может потребоваться помощь специалиста. Но можно начать с малого, например, выполнить несколько упражнений для развития осознанности.
Переписать установки. Лист бумаги делится на две колонки. В первой нужно выписать установки, касающиеся учёбы или работы, и определить их цель. Во второй колонке — зафиксировать реальные итоги этих установок.
Упражнение позволяет взглянуть на ситуацию со стороны, оценить, насколько цель установки соответствует результату, согласиться или опровергнуть эту идею.
Установки | Результат |
Я должен все делать идеально. Цель: получать качественный результат. |
Любая критика выводит из равновесия. |
ОШибка - это поражение. Цель: заслужить похвалу, добиться результата с первой попытки. |
Разочарование в себе, ощущение, что не справился, нет мотивации исправлять ошибки. |
Либо хорошо, либо никак. Цель: достойно справиться с заданием, почувствовать собея молодцом. |
Откладывание работы над учебным проектом, пропущенный дедлайн. |
Описать несколько возможных результатов. Составить таблицу из трёх столбцов, в каждой описать ожидаемый результат: идеальный, минимальный и тот, что, скорее всего, получится. Цель упражнения — увидеть разные варианты будущего, снизить ожидания от себя, не требовать слишком многого, если достаточно среднего результата.
Идеальный результат | Минимальный результат | Реальный результат |
Диплом принимают с первой попытки, преподаватель пишет восторженный отзыв и предлагает работу. | Диплом сдается после дедлайнов, сретификата о прохождении курса нет, но кейс идет в портфолио. | Диплом принят после доработок, в резюме появляется сертификат о прохождении курса. |
Для успешной работы с мышлением важен позитивный эмоциональный опыт. Можно напомнить себе ситуации из жизни, когда ошибки были полезны, например, позволяли выявить слабые места и доработать их. Кроме того, временные неудачи в учёбе можно обсудить с однокурсниками: рассказать о своих трудностях, узнать их истории и получить поддержку.
- Позаботиться о себе
Чтобы сил на учёбу хватило, важно закрыть все базовые потребности — высыпаться, правильно питаться, двигаться. В расписании обязательно должны быть окна для отдыха. Если человек плохо себя чувствует, недостаточно спит и мало двигается, это скажется на его когнитивных способностях. Он будет хуже запоминать и обрабатывать новую информацию, простейшие задачи будут отнимать у него больше сил.
Помочь мозгу справиться с большими нагрузками помогает физическая активность — плавание, йога, пробежка. Даже простая зарядка или прогулка после работы перезагружает мозг, насыщая его кислородом. Это хорошо влияет на ментальное здоровье, концентрацию, память и креативность. Серия экспериментов в Стэнфордском университете подтвердила, что любая аэробная нагрузка, даже ходьба на беговой дорожке, стимулирует мозговую деятельность и помогает лучше справляться с творческими задачами.
Кроме того, важно позволить себе качественно отдохнуть. Не переключаться на более лёгкую задачу, а именно отдохнуть, то есть ничего не делать. Мозгу нужны такие передышки. Хотя они кажутся бесполезными, на деле повышают продуктивность и развивают креативное мышление.
Резюмируем
Лень воспринимается как слабость, но на самом деле это естественное желание человека избежать дополнительной нагрузки. У лени могут быть внешние и внутренние, или психологические, причины. Например, человеку тяжело взяться за учёбу, если она кажется ему слишком простой или сложной, его расписание загружено рабочими и домашними делами, а внутренний перфекционист не позволяет ошибаться.
Выявив причины лени, можно понять, как с ними работать: закрыть базовые потребности, составить расписание, сделать обучение привычкой, добавить в занятия удовольствия, хвалить и поощрять себя за старания и позволить себе быть неидеальным. Признать внутреннее сопротивление, нежелание брать дополнительную нагрузку, страх ошибиться. Признание своих ограничений помогает их принять и двигаться несмотря на трудности.
При этом лень может быть полезной. Позволяя себе отдохнуть, человек расслабляется, не требуя от себя новых свершений. Ничегонеделание вносит вклад в его продуктивность и креативность. Другое дело, когда последствия лени влияют на качество жизни, работы и учёбы. На это нужно обратить внимание.
Затянувшаяся на недели лень может быть сигналом чрезмерной усталости, эмоционального выгорания и депрессии. Заставить себя заниматься в таком состоянии не получится, это лишь усугубит ситуацию и истощит силы.
Источник: netology.ru