6 принципов адаптации персонала

От скорости и успешности выбора принципов адаптации нового человека прямо зависит, насколько быстро сотрудник начнет приносить запланированную прибыль предприятию. Кроме того, процедура адаптации решает задачу снижения издержек по поиску и найму новых сотрудников.

Процесс взаимного приспособления сотрудника и предприятия, основанный на принятии или непринятии первым новых профессиональных и организационных условий работы, должен быть связан как со стратегическим планированием на предприятии, так и с существующими программами мотивации сотрудников, оценки и развития персонала и со сложившейся корпоративной культурной компании.

Рассмотрим реализацию принципов адаптации: 

  • Корпоративная адаптация

Для того, чтобы работать эффективно, человеку необходимо получить ответы на вопросы, связанные с организацией деятельности предприятия:

  1. Какое место занимает предприятие на рынке? Как иду дела? К чему стремится?
  2. Каковы стратегические цели и приоритеты предприятия?
  3. Кто является ключевыми клиентами? Кто основными конкурентами?
  4. Как осуществляется управление предприятием? Кто принимает решения?
  5. Какова структура предприятия? Где и какие подразделения расположены?
  6. Кто непосредственный руководитель?
  7. Какова структура предприятия? Где и какие подразделения расположены?
  8. Кто непосредственный руководитель?
  9. Какова периодичность и технология планирования отчетности?
  10. Какие действуют процедуры, регламенты?
  11. Кто и в каком порядке подписывает документы?
  • Социальная адаптация

Приходя на работу, человек принимает те нормы поведения и общения, которые существуют в коллективе, включается в систему взаимоотношения с коллегами.

Знакомится с “атмосферой предприятия” – корпоративной культурой. Сотруднику необходимо получить ответы на следующие вопросы:

  1. Какой стиль общения принят в коллективе (дружеский, официально-деловой, богемный, комеди-клаб и т.п.)?
  2. Как принято обращаться к сотрудникам, равным по уровню/должности, подчиненным, руководителям?
  3. Есть ли на предприятии какие-то группы, “лагеря”, территории? Какие между ними взаимоотношения?
  4. С кем обедать? С кем курить?
  5. У кого дети такого же возраста? У кого кошки, собаки, птички? У кого похожие хобби, увлечения?
  6. Что можно/нельзя обсуждать в курилке, за обедом?
  7. К кому можно/нельзя обращаться за помощью, советом?
  • Организационная адаптация

Обычно мы проводим на работе большую часть светового дня. Это время должно быть как-то организовано в бытовом плане. Существует масса организационных моментов, с которыми предстоит разобраться новичку в первые дни/месяцы работы:

  1. Где находится туалет? Где можно курить? Где находится столовая?
  2. Где можно разместить свои вещи?
  3. Как оформить постоянный пропуск?
  4. Кто настроит компьютер?
  5. Когда и где выдают зарплату?
  6. Как здесь пьют чай/кофе? Можно ли принести свою кружку? Можно ли пить кофе на рабочем месте?
  7. Можно ли повесить над рабочим столом плакат любимой группы? Семейное фото? Календарь с видами природы?
  8. Как заказать канцелярию, курьера, машину, переговорную комнату?
  9. К кому обращаться по поводу неисправностей в компьютере?
  10. Где взять положенный корпоративный мобильный или медицинскую страховку?
  11. Как принято справлять дни рождения? Сколько сдавать ан подарки и кому?
  12. Во сколько принято уходить домой? Можно ли утром опаздывать?
  13. Когда будет отпуск?
  • Техническая (технологическая) адаптация

На каждом предприятии используется свой набор техники и программного обеспечения. Новому сотруднику в период адаптации придется:

  1. Запомнить новый пароль, привыкнуть к новой клавиатуре, настроить почтовую программу, обзавестись привычными закладками в “Избранном”, занести нужные контакты в “Адресную книгу”.
  2. Освоить новую модель телефона, факса, копира, брошюровщика и пр.
  3. Разобраться во внутрифирменной системе хранения информации, где что лежит, как называются нужные папки.
  4. Освоить специфическое производственное (складское, IT и пр.) оборудование.
  5. Освоить специфическое программное обеспечение (БД).
  • Профессиональная адаптация

Связана непосредственно с профессиональной стороной деятельности сотрудника. Ему необходимо освоить следующие профессиональные аспекты работы:

  1. Используемые на предприятии технологии и техники.
  2. Стандарты работы. Документация.
  3. Нормы, нормативы, технические требования.
  4. Перспективы профессионального и карьерного роста.
  5. Возможности обучения, повышения квалификации.
  6. Параметры оценки качества работы.

Пожалуй, из всех принципов адаптации он наиболее актуальный.

  • Психофизиологическая адаптация

Приспособление к определенному, часто отличному от привычного, режиму труда и отдыха.

Особое внимание стоит уделять организационной адаптации сотрудников, не имевших ранее опыта работы, особенно если речь идет о крупном предприятии с большой численностью персонала. Как правило, сотрудники, которые не имеют опыта работы, не имеют и опыта организационного поведения. Им сложно обратиться к коллегам из смежного подразделения по вопросу получения какой-либо информации, необходимой для работы, у них нет опыта работы со служебной документацией и т.п.

Для успешной организационной и профессиональной адаптации на предприятии целесообразно создать и развивать институт наставничества, чтобы новый сотрудник после выхода на работу не был “брошенным”.

На наставника возлагается основная  часть работы по профессиональной адаптации нового сотрудника, а также часть работы по организации адаптации.

Источник: donskih.ru